Дефекты окрашенных и лакированных поверхностей. Способы их нейтрализации
Пожалуйста, введите номер своего телефона, чтобы мы могли Вам позвонить!
Дефектами лакокрасочного покрытия называют более или менее существенные недостатки, которые препятствуют эксплуатации или портят внешний вид окрашенной поверхности.
Дефекты разделяют на две большие группы:
- Производственные – это дефекты, появление которых произошло из-за несоблюдения технологических требований к нанесению ЛКМ.
- Эксплуатационные – появляются в процессе использования окрашенного предмета.
Соответственно, чтобы избежать дефектов, нужно при использовании ЛКМ строго придерживаться рекомендаций производителя относительно технологии и режима окрашивания.
Однако этот процесс требует не только мастерства, но и соблюдения множества внешних условий, как то: определенный температурный и влажностный режим, система вентиляции.
А если прибавить к этому возможные недочеты при подготовке поверхности к окрашиванию, сочетание несовместимых друг с другом ЛКМ и тому подобные вольные или невольные погрешности, то вероятность появления дефектов возрастает.
Многие дефекты поддаются исправлению, если вовремя принять меры, особенно если точно определить факторы, вызвавшие их появление.
Морщины на поверхности
Они могут появиться локально на отдельном участке окрашенной поверхности или по всей площади слоя краски (лака). К сморщиванию слоя ЛКМ может привести целый ряд причин:
- краску (лак) нанесли слишком толстым слоем;
- окрашивание и просушка происходили при температуре выше 30 C под прямыми солнечными лучами;
- не были учтены все технические параметры ЛКМ (например, использованная краска более вязкая по консистенции, чем необходимо в данном случае);
- окрашиванию подверглась некачественная поверхность (пересушенная старая древесина и т.п.).
Меры по устранению дефекта: удалить все морщины посредством мелкозернистой наждачной бумаги. После подготовки поверхности нанести новый слой лакокрасочных материалов.
«Паутина», мелкие трещины
После высыхания поверхность краски (лака) изрезана сетью тонких трещинок. Возможные причины такого явления:
- несоблюдение технических рекомендаций для просушки (например, температура слишком низкая – ниже +18 C либо же слишком высокая – выше +28 С);
- попадание на свежеокрашенную поверхность прямых солнечных лучей;
- нарушение предписанного режима вентиляции при просушке (сквозняк или застоявшийся воздух);
- слишком гладко отшлифованная поверхность перед окрашиванием. Как следствие, окрашенная поверхность активнее впитывает воду, и процесс образования поверхностной пленки нарушается.
Для большинства лакокрасочных материалов рекомендуемая температура поверхности, на которую их предстоит наносить, не должна составлять меньше +15 С. Часто недостаточно внимания уделяется влажностному режиму, а именно этот фактор часто бывает определяющим для качества будущего слоя ЛКМ.
Итак, влажность не может быть ниже 50 %. И, конечно же, не стоит пренебрегать предварительной тщательной чисткой поверхности от посторонних загрязнителей.
Меры по нейтрализации: после полного высыхания поверхность ошкурить до однородной гладкости и окрасить заново с учетом прошлых ошибок.
«Шагрень» или «апельсиновая корка»
Окрашенная поверхность неровная, как бы покрыта мелкими вмятинами. Причины:
- слишком низкая температура воздуха при сушке;
- температура самой краски (лака) недопустимо низкая, то есть ниже +15 С;
- ЛКМ был по каким-то причинам очень вязким.
Выход тот же что и в предыдущих случаях: высушить, отшлифовать этот слой, очистить его, нанести краску заново при соответствующей температуре.
Подтеки, неровности краски, наплывы
Причиной тому могут быть следующие факторы:
- вероятнее всего, слой нанесения ЛКМ превысил допустимую за одно окрашивание толщину, это универсальное правило: слишком толстый слой на вертикальной или наклонной поверхности обязательно высохнет со следами потеков;
- возможно, не была соблюдена нужная вязкость краски (она была сильно разбавлена) или давление, с которым она распылялась, не соответствовало требуемому;
- причиной потеков может послужить медленное перемещение или неверно избранный угол наклона распыляющего оборудования к окрашиваемой поверхности.
Нужно дождаться высыхания (в наплывах краска дольше не сохнет, чем на ровной поверхности), тогда сровнять все рельефные места мелкой наждачкой.
Помутнение лака
Слой высохшего лака не становится прозрачным. Вероятные причины:
- слишком высокая или слишком низкая температура окружающего воздуха при просушке;
- плохо налаженная вентиляция;
- нанесение второго слоя лака, когда первый не высох окончательно;
- нанесение слишком толстого (более 150 мкм) слоя лака за один раз.
Изменить что-то в этом слое уже не удастся – его нужно только удалить полностью и сделать все с самого начала, но уже в соответствии с техническими нормами для данного вида ЛКМ.
Сквозные проколы, «кратеры»
На окрашенной поверхности множество мелких зазоров, через которые видно первоначальный материал. Причины кроются в недобросовестном подходе к подготовительному этапу окрашивания:
- исходная поверхность была грязной (на ней были крошечные капельки масла, пыль, сор, смола);
- в самом ЛКМ образовались пузырьки из-за слишком интенсивного перемешивания, взбалтывания, когда пенные пузырьки лопаются при высыхании и стягивании поверхности, слой краски нарушается.
Выход: повторное окрашивание.
Вспучивание
Распространенный дефект: ЛКМ вспухает и отслаивается от поверхности изделия. Причины две:
- несовместимые ЛКМ (например, слой латексной краски был нанесен поверх не удаленной масляной или алкидной краски);
- неправильно подобрана грунтовка (шпатлевка) – она тоже должна соответствовать краске (лаку).
Верхний слой придется снять, нижний подготовить к окрашиванию и окрасить уже с использованием подходящих совместимых лакокрасочных материалов.
Итак, главное внимательно читать все инструкции от производителя и не пренебрегать рекомендациями к условиям нанесения и просушки.